На правах рекламы:

Цветы в горячем Ключе среди цветов.




Сыграем в революцию

В Москве продолжаются съемки историко-приключенческой ленты «Исаев» по романам Юлиана Семенова. В центре событий – фигура легендарного разведчика Всеволода Владимирова, известного так же, как Максим Максимович Исаев и Макс Отто фон Штирлиц из «Семнадцати мгновений весны». Всех троих играет Даниил Страхов. Режиссер проекта Сергей Урсуляк, чей фильм «Ликвидация» недавно прогремел по ТВ.

1927 год. В небольшом зальчике кинотеатра смотрят смешное кино. Улыбается пожилой интеллигент в добротном костюме при галстуке, улыбается дамочка из «бывших» в ветхом каракулевом берете, улыбаются матросы в бушлатах и чекист в кожаном плаще, перетянутом портупеей. То, что он чекист, знаем только мы с вами и он сам – нам рассказал об этом под страшным секретом тот, за кем этот чекист охотится, белый офицер Исаев, он же – Даниил Страхов. В раскаленной от августовского солнца Академии юстиции на Знаменке, 10, снимается кино.
Самое интересное в кинематографе – это его отчаянная детскость. В любую дурь, глупость, нелепость поверит актер, если вы его о том попросите. Вот попросил режиссер Сергей Урсуляк – улыбаться, будто смотрите смешное кино, и целый батальон мосфильмовской массовки наполнил крохотную аудиторию академии, расселся в «винтажные» гнутые деревянные креслица с номерками, засмотрелся на развивающуюся на палке тряпку и поверил, что эта тряпка – комический персонаж немого кино, и радостно, охотно, легко и бескорыстно развеселился.
  Эта сцена в какой-то мере судьбоносная для Исаева-Страхова. В этом кинозале у героя назначена встреча. Но герой Андрея Мерзликина, которого он ожидает, не придет. Зато придет чекист (Будников), заглянувший просто посмотреть кино, и узнает в Исаеве человека, против которого сражался в Гражданскую войну. Поэтому когда Исаев, просидев в зале некоторое время, встанет и уйдет, за ним тут же выйдет чекист…
– По происхождению своему я был бы тогда за красных. По моим сегодняшним взглядам – скорее всего, за белых, – рассказывает Сергей Урсуляк в перерыве между репетицией и съемкой. – Но самое ужасное было и тогда, и сейчас – это делится на тех и других. Моя история не про правоту одних и неправоту других, а про то, как трудно, трагично и невозможно существовать в стране, расколотой по каким бы то ни было принципам.
– Жить во время коллапса для человека умного, талантливого, деятельного и с внутренним стержнем – каким является герой картины Исаев, – трагедия? –спрашиваем мы.
– Жить во время коллапса – трагедия для любого человека, даже неумного и неинтеллигентного. Потому что это жизнь, в которой твой соплеменник становится твоим врагом. Это то, что мы могли бы пережить в 90-е, и слава Богу, что это не произошло. Это то, что мы частично проходим сейчас. Потому что я никак не могу относиться к грузинам или украинцам как к своим врагам. Это противоречит всему, что есть во мне. Я очень советский человек. Для меня это противоестественно. В Тбилиси я был на гастролях с Аркадием Райкиным, и это было для меня счастьем. Грузия Роберта Стуруа, Георгия Данелия и Вахтанга Кикабидзе не может быть моим врагом…»
«Исаева» не стоит считать приквелом «Семнадцати мгновений весны», это совершенно отдельная история», – уточняет режиссер. Фильм снят по знаменитым «Бриллиантам для диктатуры пролетариата». Была такая книжка Юлиана Семенова, и то поколение, которое еще читало, помнит сюжет. В романе Исаев раскрывает дело о хищениях из Гохрана в трудные 1920-е годы. Те, кто знаком с творчеством писателя, узнают в картине линии и еще двух его произведений: «Пароль не нужен» и «Нежность». Первый рассказывает о внедрении молодого разведчика в белогвардейское движение в Дальневосточной республике, а второе идет так, для связки. Произведения эти уже экранизировались, и героя Юлиана Семенова в разное время играли и Родион Нахапетов, и Владимир Ивашов, и Всеволод Сафонов, и Улдис Думпис, и, конечно, Вячеслав Тихонов в «Семнадцати мгновениях». Теперь вот Даниил Страхов. Как и в «Семнадцати мгновениях…», его герой не столько дерется и стреляет, сколько плетет интриги и выкручивается из чужих интриг. Режиссер надеется, что после этой работы актер перейдет в разряд суперзвезд.
«Исаев» – недешевый проект, сюжетные качели его летают от Первопрестольной до Шанхая: Таллин играет здесь, как обычно, роль Западной Европы, Севастополь в одиночку имитирует два совершенно непохожих друг на друга города Владивосток и Шанхай, Ярославль и Кострома вдвоем потянут на один Хабаровск. Съемки растянутся почти на год – все-таки 16 серий.

– Что послужило причиной отказаться от всех предложений и полностью отдать себя этому проекту? – спрашиваем у актера Даниила Страхова, играющего будущего Штирлица.

– Урсуляк – тонкий актерский режиссер. Тот язык взаимопонимания, который у меня с ним образовался, это как любовь между мужчиной и женщиной. Чему я бесконечно счастлив.

– А если бы языка не возникло? Вы многое можете простить режиссеру за талант? Грубое обращение с актерами, и так далее?

– Если режиссер дурно обращается с артистами, это, скажем так, не мой вариант. Не мое дело что-то прощать или не прощать, это моральная проблема самого режиссера. Но я бы постарался избежать такого рода общения. Режиссерская авторитарность должна присутствовать, но монархия обязана быть просвещенной.
Карабасом-Барабасом быть легче всего. Мне быть униженным удовольствия не доставляет. Именно поэтому я поменял четыре театра. И я счастлив, что меня нанял талантливый режиссер Урсуляк, а не Карабас-Барабас.

Сергей Владимирович советовался с вами при выборе героини?

– Я думаю, я последний человек, с которым он должен на эту тему разговаривать.

Любимую девушку Исаева, надо сказать, играет Вера Строкова. В проекте, помимо нее и Страхова, мы увидим Сергея Маковецкого, Алексея Серебрякова, Андрея Мерзликина и других, менее известных актеров. Лысого маршала Блюхера сыграет каннский лауреат Константин Лавроненко, ради этой роли обрившийся наголо. Михаил Пореченков исполнит роль главного оппонента Исаева – графа Воронцова, который, правда, тоже герой положительный, просто оказался по другую сторону баррикад; у него будет трагическая история любви с героиней Полины Агуреевой.
– Мой герой приходит к большому знаку вопроса, есть ли в этой войне правый и виноватый,– проясняет свое отношение к событиям картины Даниил Страхов. – История столько раз могла перейти в другое русло… И, если все произошло так, как произошло, значит, эта страна заслуживает этого, и нам надо было пройти через весь этот 70-летний советский анабиоз. Есть поговорка о том, что каждый народ достоин своего правителя. Мне нечего к ней добавить. Мои личные предпочтения, окажись я в той ситуации, складывались бы из многих обстоятельств. Мне кажется, тогда случайность бросала людей по одну или другую сторону баррикад. Именно поэтому шел брат на брата, отец на сына.

…В небольшом зальчике кинотеатра смотрят кино и радуются. Мы видим это через экран режиссерского монитора, и, поддавшись эмпатии, тоже начинаем улыбаться.