Режиссер Житинкин перещеголял Калигулу

В Театре на Малой Бронной состоялась последняя в этом сезоне премьера. Режиссер Андрей Житинкин показал публике "Калигулу" по пьесе Альбера Камю со своей новой звездой Даниилом Страховым в главной роли.

Для критика спектакли Андрея Житинкина – мука мученическая. Сначала нужно отскучать три, а то и больше часа в зрительном зале, а потом еще столько же плеваться остротами, сидя у компьютера. Причем с каждой новой премьерой запас их иссякает. В этом сезоне режиссер поставил во вверенном ему театре четыре спектакля: "Портрет Дориана Грея" Оскара Уайльда, "Лулу" по пьесам Франка Ведекинда, "Метеор" Дюрренматта со Львом Дуровым в главной роли и вместо обещанной "Анны Карениной" – "Калигулу". За исключением бенефиса Льва Дурова, каждый последующий спектакль был хуже предыдущего, и все они вместе хуже того, что господин Житинкин ставил в разных театрах в статусе свободного режиссера. Кажется, Бертольт Брехт говорил, что любая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. Эти слова применимы в равной степени как к герою последней премьеры Театра на Малой Бронной, римскому императору Калигуле, так и к его новому худруку.

Избавившись от чужого контроля и обретя свой собственный театральный дом, Андрей Житинкин прочно утвердил в нем стиль трэш. Он перестал утруждать себя выдумыванием концепций, метафор и прочей ерунды, которой положено заниматься режиссеру. Зачем, если достаточно взять материал поскандальнее, и он сам все за себя скажет. Но материал, даже такой добротный, как утонченная проза Оскара Уайльда или философский диспут Альбера Камю, раз за разом предательски подводит режиссера.
Казалось бы, история легендарного императора Гая Цезаря по кличке Сапожок (по римски – калиге), прославившегося своей чудовищной жестокостью, способна шокировать зрителя одним перечислением его деяний. Но режиссер не захотел идти по пути Тинто Брасса (Tinto Brass), который снискал скандальный успех, перенасытив свой одноименный фильм с Малькольмом Макдауэллом (Malcolm McDowell) в главной роли физиологически подробными сценами секса и насилия. Мы летаем выше: "После эротико-мистического триллера “Портрет Дориана Грея” и экспрессионизма 'Лулу',– пишет режиссер в программке,– позвольте представить вам, мой дорогой зритель, экзистенциальную драму гениального Альбера Камю". Конечно, без пары обнаженных мальчиков и орденов в виде фаллосов не обошлось, но это так, пустяки. Режиссер же предлагает публике не развлечься, а поразмышлять о глубинах сложной человеческой натуры, о сверхчеловеке, бунтующем против несправедливого мироустройства. Правда, сам при этом ничего не делает, оставляя публику один на один с Калигулой Даниила Страхова, который поминутно морщит лоб и зажмуривает глаза, изображая страшную душевную боль, и с остальными, еще менее убедительными исполнителями.

Больше всего спектакль напоминает шоу, которое устраивает для своих придворных сам пьяный Калигула, изображая богиню Венеру. Тиран паясничает, щеголяя в женском наряде, а зрители должны послушно хлопать и восхищаться. Так и на Малой Бронной. И ведь хлопают же, несмотря на то что весь спектакль отчаянно зевали. И не под страхом смертной казни, а из приличия – мол, мы понимаем, театр, серьезная драма и все такое. В такие минуты начинаешь жалеть, что из театрального обихода вышла добрая традиция швырять в плохих актеров тухлыми яйцами.

Коммерсант, 27 мая 2002 года