Фильм «Дети Арбата» 2

Газета "Культура" №50 (7458) 23 - 29 декабря 2004г.
Начиналось все так - в апреле 1987 года в журнале "Дружба народов" был опубликован роман Анатолия Рыбакова "Дети Арбата", ставший, по сути, первым крупным литературным произведением перестроечной эпохи, в котором были описаны времена сталинских репрессий. Излишне говорить, что тогда эта публикация стала своего рода бестселлером, получила эффект разорвавшейся бомбы. "Детей Арбата" читали все, роман был переведен на 52 языка, а многомиллионный тираж "Дружбы народов" вошел в Книгу рекордов Гиннесса. Однако время шло, и увлечение лагерной историей советской страны набирало обороты. В конце 80-х - начале 90-х вдруг стало ясно, что известное утверждение президента Рональда Рейгана, что СССР - "империя зла", не так уж и далеко от истины, что все "великие" достижения социализма стоят на костях, затоплены морями крови, а по периметру опутаны километрами колючей проволоки. Что все "кубанские казаки", "нерушимые блоки беспартийных и коммунистов", "отчетные доклады очередному съезду партии" - чудовищное вранье, на котором выросло не одно поколение, и, следовательно, уже поэтому едва ли может адекватно оценить недавнюю историю своей страны.

Затем осмысление сталинской эпохи "переросло", если угодно, архивный, он же общественно-политический, подход и вышло на постмодернистские просторы, немедленным освоением которых занялся, в частности, господин Сорокин.
Понятно, что на этом оглушительном фоне "Дети Арбата" постепенно утрачивали свою остроту, все более и более обретая вполне соцреалистические черты.
То, что за экранизацию "Детей Арбата" взялся известный кинорежиссер Андрей Эшпай именно сейчас, говорит по меньшей мере о двух вещах. Во-первых, по словам самого господина Эшпая, уже настало время, когда сталинская эпоха должна быть осмыслена художественно (можно подумать, что с политическими выводами тема уже закрыта). И во-вторых, близость 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, видимо, сподвигает художников к поиску неординарного и ко многому обязывающего материала в качестве сценарного первоисточника. Просмотр "Детей Арбата" не мог не удостоверить в том, что данный сериал полностью соответствует этим двум задачам.

О том, какие производственные мощности были задействованы при создании картины, было сообщено как электронными, так и печатными СМИ, кажется, еще задолго до выхода "Детей Арбата" на телеэкраны. Тут пригодились и 70-летней давности интерьеры Бадаевского пивзавода, и высокотехнологичные съемки на натуре в Москве, Твери, Нижнем Новгороде и Париже. Буквально целый цех художников скрупулезно восстанавливал атмосферу тех лет, шил костюмы по журналам мод 30-х, а реквизит искали на блошиных рынках провинциальных российских городов. В этом смысле действительно никаких претензий к создателям сериала быть не может, особенно если учесть то немаловажное обстоятельство, что бюджет сериала (16 серий) составил всего лишь 300 тысяч долларов (для исторических костюмных проектов подобного масштаба это очень мало).
Значительно больший повод поговорить об увиденном, как кажется, на сей раз дала такая тонкая профессиональная материя, как актерский кастинг.
В последний раз на данную тему было сломано немало копий по поводу ставшей уже классической для нового отечественного ТВ экранизации романа Федора Достоевского "Идиот". Тогда все единодушно признали стопроцентное попадание В.Бортко с Е.Мироновым, И.Чуриковой, В.Машковым, а также явную неудачу с исполнительницей роли Настасьи Филипповны госпожой Вележевой. Но уже сам факт такой дискуссии стал свидетельством того, что и цикловой телевизионный продукт может стать фактом действительно высокого искусства.

Ситуация с подбором актеров для экранизации романа Анатолия Рыбакова "Дети Арбата", откровенно говоря, выглядит несколько иначе.
Например, очевидно, что импульсивная Чулпан Хаматова, многоликий Максим Суханов, неотразимый Даниил Страхов, а также Николай Чиндяйкин в роли товарища Берия, скорее, выглядят обязательной режиссерской данью современному сериально-рекламному мейнстриму, в котором практически невозможно обойтись без указанных выше актеров.
Разумеется, это обстоятельство ни в коей мере не перечеркивает их актерских достижений и тем более дарований, но их типологическая маркированность столь велика, что, наблюдая в кадре пергидрольную блондинку Варю Иванову или страдающего старческим делириумом Сталина, ни на минуту невозможно отделаться от мысли, что в кадре наблюдаешь именно Ч.Хаматову или до неузнаваемости загримированного М.Суханова. И тут никакие ухищрения художников по костюмам или оператора-постановщика не помогают.

С другой же стороны, бесспорным успехом фильма стали Евгений Цыганов, сыгравший роль Саши Панкратова, и Евгения Симонова в роли Софьи Александровны, чье возвращение в большое кино стало настоящим событием уходящего года. Наблюдение за их игрой доставляет истинное удовольствие, лишь подтверждающее ту мысль, что талантливо работать в кадре можно в любом формате, на любом носителе изображения и вне зависимости от максимальных или, напротив, минимальных производственных бюджетов.
"Дети Арбата" на "Первом" в очередной раз подтвердили истину, что кино (телевизионное в том числе) - искусство режиссерское. Что только режиссер, а не продюсер или сценарист, может (или не может) создать некое пространство картины, атмосферу, состояние действа пусть даже и в декорациях арбатских дворов, почему-то построенных на пивзаводе. Именно он может заставить поверить зрителя в предлагаемые обстоятельства, сделав подобное насилие фактом искусства.
Вспоминая "Униженных и оскорбленных" А.Эшпая, можно утверждать, что нарочитая неаутентичность, театральность и декоративность являются фирменными знаками режиссера. Но едва ли это может быть поставлено ему в укор, потому как эти фирменные приемы оказываются необходимыми художественными средствами его общего художественного замысла.
А замысел был, по словам господина Эшпая, рассказать историю любви, которая победила Сталина. Ну что же, попытка удалась, другое дело, что "друга всех физкультурников" в исполнении М.Суханова только этим чувством победить и возможно.