«Калигула»

На спектакль “Калигула” мы попали почти случайно. Просто, возвращаясь вечером в субботу домой с прогулки по центру города, проезжали мимо театра на Малой Бронной, вспомнили, что завтра здесь идет интересный спектакль, зашли в кассу и купили билеты. Так вот просто. А в театральных кассах Москвы я этих билетов ни разу не видела, тем более что спектакль новый – премьера состоялась 25 мая 2002г.
Я давно хотела посмотреть на “несумашедшего внешне” Калигулу. Я его увидела. Даниил Страхов нормален абсолютно, его Гай – молод и жесток в своей молодости. Он не столько живет, сколько играет в последовательность и логичность, и, временами искренне и тяжело страдая от лжи и подчинения окружающих, вместе с тем с интересом разглядывает людей, наблюдая за их ответами на его игру-поступки. По версии Андрея Житинкина, Калигула Страхова – не страдающий философ, созданный Альбером Камю, а “генаильный мальчик, заблудившийся во ржи”.

С такой задачей, на мой взгляд, Даниил Страхов справляется абсолютно. Он молод и жесток. Он страдает, ищет и надеется. Вот только та самая луна, которая в оригинале должна быть надрывом, путеводной звездой и тоской, здесь почти превратилась в капризную прихоть юного императора.
И все-таки, несмотря на молодость героя, я почти не разочаровалась в сцене беседы Калигулы со Сципионом – на мой взгляд, одной из лучших и сильнейших во всей пьесе. Поэт, отца которого убил цезарь (С.Костылев), в данном случае действительно юн и чист. Единственный большой минус сцены – это обнажение Сципиона. Понятно, что оно призвано символизировать невинность, красоту и совершенство человека, но воспринимается посередине мучительного диалога глупо и не к месту. Вообще, мне кажется, что обнажение актеров на сцене оправдано примерно в одном случае из тысячи, а встречается, к сожалению, примерно в каждом десятом спектакле.

Во многом внешнем “Калигула” Житинкина похож на прочих “Калигул”. Смешение тог и пиджаков, лавровых венков и черных сапог. Геликон с цепью в руке. Очень удачная находка – падающий сверху перед первым появлением Калигулы мяч-апельсин-луна. Отлично сыгран отсутствующий у Камю герой – горбун-горбунья, постоянный спутник Калигулы (Д.Грачева). Правда, при всей удачи воплощения этой задумки, к концу спектакля понимаешь, что горбуна немного много, и от него как-то устаешь.
К сожалению, в данном прочтении нет противостояния Геликона и Хереи, да и не может его здесь быть. Геликон (А.Ефимов) слишком молод, резок и, честно говоря, не очень выразителен, в то время как Херея (И.Шабалтас) мудр, силен и решителен. Наверное, благодаря такой хорошей игре Ивана Шабалтаса и Даниила Страхова одной из лучших сцен в спектакле стал диалог Хереи и Калигулы.
А вот Цезонии (Е.Смирнова), на мой взгляд, просто не везет. Такая интересная роль, да еще и единственная женская, а опять получились сплошные стенания, неестественные крики и заламывания рук. Да еще и интонации немного сиплого голоса актрисы почему-то приводят к мысли, что Цезония постоянна пьяна. И очень мало в ней человеческих чувств, женской теплоты и нежности.

Пожалуй, интересная роль получилась у Олега Вавилова (управитель дворца). Несколько неожиданная и забавная. Неплох Мерейя (А.Терешко), почти невыразителен Муций, непонятно, зачем в спектакле появляется его жена, и жаль, что в постановке опущено несколько сцен из оригинала - из-за этого немного теряется характер патрициев как единой фигуры.
Вообще же, конечно, “Калигула” – очень интересная и многогранная вещь для любого режиссера, в которой можно так или иначе расставлять акценты, и разглядывать в главном герое все новые и новые черты. На мой взгляд, театр на Малой Бронной справился со своей задачей не плохо. Хотя можно было бы… впрочем, мечтать не вредно….