Секрет модной сумки: я не полиэтиленовый пакет
Вы случайно не полиэтиленовый пакет? Нет? И сумка, о которой пойдёт речь, тоже. На ней так крупными буквами и написано: «Я не полиэтиленовый пакет». Так вот, сумками с такой, казалось бы, странной надписью мечтают обладать миллионы жительниц Земли. Они давятся в очередях, штурмуют бутики, одним словом — сходят по сумке с ума. Почему?
6 июля персонал торгового центра в Гонконге был вынужден вызвать полицию, чтобы усмирить разбушевавшихся покупателей. Дело в том, что сотни человек заняли очередь с предыдущего вечера, а в целом старта продаж сумок «Я не полиэтиленовый пакет» ждали примерно две тысячи человек.
Утром, когда магазин так и не открылся, люди пришли в ярость, у входа начались драки. Разумеется, такой поворот событий открытию бутика не способствовал — продавцы так и не решились распахнуть двери, не без оснований опасаясь хаоса (есть видео на YouTube). Далее — о причинах безумия.
Англичанку по имени Аня Хиндмарч (Anya Hindmarch) тем, кто более-менее разбирается в современной моде, представлять не надо: в Великобритании Аню называют «Королевой страны сумок» («Queen of Bagland») и считают лучшим дизайнером аксессуаров 2007 года. Женщины по всему миру охотятся за её очень недешёвыми изделиями, потому что они «актуальные» и «гламурные». Это Хиндмарч придумала лозунг «Будь сумкой» (Be A Bag), и многие с воодушевлением сумками стали. Теперь новый хит сезона — «I'm not a plastic bag».
Идея сумки с таким названием родилась в 2005 году, когда судьба свела Хиндмарч с Дэвидом Робинсоном (David Robinson) из некоммерческой организации «Мы — то, что мы делаем» (We Are What We Do). Это движение пытается вдохновить людей на изменение мира к лучшему маленькими шажками. Активисты убеждены, что если каждый из нас в своей повседневной жизни сделает мелочь, например, будет закрывать кран, когда чистит зубы, или улыбаться при встрече с пожилым человеком — мир станет чуточку прекраснее.
А один из главных принципов We Are What We Do — это отказ от использования полиэтиленовых пакетов (о вреде кульков мы вам рассказывали).
Хиндмарч заразилась идеями упомянутой выше организации: «Я не самый «зелёный» человек, езжу на автомобиле с дизельным двигателем (у меня пятеро детей), но я поняла, как важно, если все мы сделаем небольшую вещь, хотя бы прекратим делать хуже», — призналась дизайнер, решила внести свой посильный вклад и спроектировала сумку.
«Цель с этим проектом состояла в том, чтобы использовать наше влияние, возможности и сделать модным неиспользование полиэтиленовых пакетов, — рассказывает дизайнер. — «Я не полиэтиленовый пакет» была задумана как элегантная, практичная сумка многоразового использования, которая улучшит понимание этой проблемы и зажжёт дебаты. Мы чувствуем, что мы достигли этой цели так, как не представляли в самых диких мечтах. Ведь реакция от людей просто фантастическая. Я получила письма от моделей, кинозвёзд, политических деятелей, и даже принц Чарльз выразил свою поддержку».
Весной этого года Хиндмарч объявила, что всего в мире будет продано только 20 тысяч белых хлопковых «непакетов»: каждый магазин получит лишь 30 сумок и сможет продать не больше штуки в одни руки. При этом цену на сумку Аня установила просто смехотворную — 5 фунтов ($10) — обычно её продукция стоит в 100-200 раз дороже.
«Во время недавнего похода по магазинам я отказалась от девяти полиэтиленовых пакетов, поскольку могла всё сложить в свою сумку — и это удивительно, — продолжает Аня. — Если удастся убедить людей задуматься о своём поведении, возможно, мы заставим супермаркеты пересмотреть свою политику».
Премьера «Я не полиэтиленовый пакет» состоялась, естественно, в Лондоне 25 апреля. Сумки были распроданы в течение часа — британцы, отстоявшие многочасовую очередь, смели товар с прилавков как какой-нибудь iPhone. Потом некоторые счастливые обладатели стали выставлять покупку на интернет-аукционы по цене в 40 раз выше первоначальной (смотрите предложения на британском eBay).
Потом Хиндмарч подняла цену до 7,5 фунтов ($15), объяснив это возросшими расходами на международное распространение, после чего 20 июня ураганная распродажа прошла в Нью-Йорке. Как неудачно всё началось в Гонконге, вы уже знаете. На очереди Япония, Италия и продажи через крупные сети США и Европы.
В общем, неудивительно, что «I'm not a plastic bag» тут же получила неофициальный титул «Самая желанная сумка года», шумный успех вызвал волну критики, а действия дизайнера породили противодействие.
Так, Хиндмарч обвинили в том, что сумки производятся в Китае с использованием дешёвой рабочей силы (хотя она этого не скрывала), и что вообще — Поднебесная «не самый экологический выбор», потому до других стран товары проделывают долгий путь, что приводит к излишнему сжиганию топлива и выбросам углекислого газа.
В ответ дизайнер заверила, что делающие сумки рабочие получают вдвое больше китайского МРОТ, что ни она сама, ни её партнёры прибыли с проекта не имеют, а лишь покрывают себестоимость и сопутствующие расходы, и что «углеродный» ущерб её компания компенсирует.
Однако особо рьяных «зелёных» было не остановить. Они заявили, что благородная идея опошлилась, превратилась в карикатуру, этические принципы нарушены, что всё это тупое зарабатывание денег и пиар, и так далее.
Ну а более уравновешенные аналитики согласились, что «мода на экологию» — дело хорошее, и если хоть кто-то действительно отказывается от пакетов, надо радоваться. И что «сумка отправляет важное экологическое сообщение на массовый рынок».
Вместе с тем стал появляться «протестный самопал», вроде «Фактически я — полиэтиленовый пакет» и «Я не сумка Ани Хиндмарч».