«Калигула»… по Сэлинджеру
НОВОЙ премьерой «Калигула» по знаменитой пьесе Камю режиссер Театра на Малой Бронной Андрей Житинкин вновь вместо ожидаемой «пощечины общественному вкусу» преподнес публике довольно пряный подарок. «Ненужных» многочисленных поэтов, патрициев, слуг (в которых ох, как путается не искушенный интеллектом взгляд) режиссер заменил юной горбуньей. Тусовочная юродивая Дарьи Грачевой стала настоящей подругой своего Калигулы — Даниила Страхова, в отличие от его «старой любовницы» Цезонии, которую играет Елена Смирнова. Слишком искренне и по-матерински устало любит Цезония юного императора. Не до того ему. Герою Камю она бы сгодилась на душевное понимание и осуществление «безумных замыслов». Калигула Даниила Страхова — сэлинджеровский «отвязный» мальчик Холден из повести «Над пропастью во ржи». Ему гораздо проще не мучиться философскими идеями, а «неправильными путями» искать свое счастье. Посмотреть, как с хихиканьем горбунья положит на пиру перед Мерейей (Александром Терешко) аккуратный маленький череп его сына (лишь потому, что угораздило Калигулу «любить» этого высокородного красавца-здоровяка) или повесить на почтенных членов сената громадные мужские половые члены, украшенные красными бантами. Одним словом, «мир взрослых» достоин всяческих издевательств, ведь он трусливый и лживый. Даже если его представляет проницательный Херея (Иван Шабалтас), который видит в Калигуле «темную сторону собственной души», или Управитель дворца (Олег Вавилов), балансирующий между старческим страхом, обидами и… бесконечным обожанием своего императора.В контексте этого спектакля удачно были выбраны юношеские роли. Товарищами Калигулы становятся его ровесники. Это Геликон Александра Ефимова в модном спортивном костюме и с увесистой цепью-плеткой в руках и Сципион Сергея Костылева. Первый для Калигулы и «Луну поищет», и с незамутненной совестью «приведет в исполнение» все его жестокие приказы. Зато второй… Кудрявый поэт еще в начале спектакля бросает умные слова на тему «папка не нравится». Конечно, Сципион пытается мстить за отца (убитого императором по ходу развития сюжета), но вдруг расчувствуется до слез и, скинув одежду, предложит себя Калигуле. Кажется, «по-продвинутому» любовь и секс одно и то же.
В финале у Житинкина зеркало не разбивается, зато, как у Камю, Калигула не умирает. Живучий Калигула-Страхов воплощает идею и автора пьесы, и режиссера о повторении истории, о злом гении «непонятых» мальчиков. Однако мельчают Калигулы нашей театральной сцены. А сам спектакль получился не столько шокирующим, сколько молодежно-эксцентричным.
Ольга РЫЖОВА, Фото Михаила Гутермана
Газета "Аргументы и факты" от 21 августа 2002 г