Своим главным учителем считаю себя самого
Когда 2 марта 1976 года в семье Страховых на свет появился мальчик, названный старинным именем Даниил, вряд ли кто-нибудь всерьез думал о нем, как о будущей звезде. Однако теперь, спустя 28 лет, это имя знакомо уже доброй половине российского телезрителя. Образ барона Корфа, созданный им в телесериале "Бедная Настя", с первых серий тревожит сон всех домохозяек страны, однако ему есть чем похвастаться и перед противниками героев-любовников из мыльных опер. Шекспир, А.П. Чехов, Оскар Уайльд, Том Стоппард, Альбер Камю - вот неполный список авторов, над чьими произведениями Даниил Страхов работал на разных театральных площадках Москвы. Чикатило, Платонов, Дориан Грей, Калигула - список его ролей достоин репертуара самых блестящих звезд российского театра.Зрители обожают Даниила, режиссеры просто дерутся между собой, чтобы заполучить его в свой проект, театральные критики поют ему дифирамбы… А сам Страхов, несмотря на то, что активно участвовал в жизни школьного театра "Фантазия", в принципе вовсе не собирался становиться актером.
- Я вообще никогда не мечтал об этой профессии. Любимым моим предметом была математика, а поступать собирался на юридический факультет. Безумная мысль стать актером родилась у меня, как говорится, "от балды", когда я уже учился в выпускном классе школы. Причем это оказалось полной неожиданностью не только для меня самого, но и для всех моих родных. Их удивлению не было предела.
- Родители как-то препятствовали такому повороту в ваших жизненных планах?
- Наоборот. Во-первых, я такой человек, что меня отговаривать бесполезно. Во-вторых, мама всячески поддерживала мое решение и благословила меня. Кстати, по профессии она психотерапевт. Отец - филолог-лингвист. Есть еще младшая сестра Лиза, которая сейчас живет в Америке. Как ни странно, в первый же год я поступил в Школу-студию МХАТ на курс Авангарда Леонтьева. Правда, через год перешел в Щукинское театральное училище.
- Учеба в театральном институте давалась легко?
- Нет, как раз с большим трудом. У меня просто ничего не получалось. Возможно, это происходило в силу моего возраста, отсутствия опыта, а может, меня учили не так, как нужно, не могли найти ко мне должный подход. Дошло до того, что после окончания Щукинского училища я всерьез подумывал о том, чтобы оставить профессию актера, заняться чем-нибудь другим. Ну не получалось у меня ничего толком, да и веры в себя, признаться, было немного. Когда учился на четвертом курсе, я вместе с ребятами показывался в московских театрах. Мы играли какие-то отрывки, я подыгрывал однокурсникам. В итоге меня заметил главный режиссер Театра имени Гоголя Сергей Яшин. Своей первой настоящей удачей считаю роль Николая Aблеухова в спектакле "Петербург". Эту инсценировку по роману Андрея Белого поставил режиссер Сергей Голомазов. Работа шла очень тяжело, и я благодарен Сергею Анатольевичу за то, что именно он помог мне тогда понять суть профессии актера. А через год мне присудили премию "Московские дебюты" - за лучшую мужскую роль года. Так была отмечена моя работа в "Петербурге".
Казалось бы, после этого карьера молодого актера должна стремительно пойти вверх, но Даниил внезапно покидает Театр им. Гоголя и почти на два года исчезает из театральной жизни. До сих пор он поеживается, вспоминая ощущения безработного актера и слова Фаины Раневской: "Одиночество - это когда ждешь, что зазвонит телефон, а звонит будильник"... Но настал 1999 год. Марк Анатольевич Вайль приглашает малоизвестного, "но очень перспективного" актера Страхова в Театр им. Моссовета на роль Себастьяна в спектакле "Двенадцатая ночь" Шекспира. Так начала всходить новая звезда. В следующие четыре года работы у Даниила было хоть отбавляй, спектакли следовали один за другим.
- У вас большая нагрузка в спектаклях. Каким образом поддерживаете физическую форму?
- У меня так много работы, что, как мне кажется, физическая форма поддерживается сама собой. Репетиции - это же огромный тренинг. Другое дело, когда для спектакля "Портрет Дориана Грея" надо было срочно похудеть. За полтора месяца с помощью диеты и физических упражнений удалось сбросить семь килограммов.
- Работать у самого Житинкина считают за честь даже известные актеры. Вас же он пригласил лично, да еще на такую неоднозначную роль!
- Андрей Альбертович вначале предложил мне небольшую роль принца Марокканского в "Венецианском купце", которого я играл года два. И уже потом последовало предложение сыграть маньяка Чикатило. Честно говоря, я был поражен его выбором: никак не мог представить себя в такой роли. Но, в конце концов, получился моноспектакль. Это часовой монолог маньяка перед смертной казнью, с которым он непосредственно обращается к зрителям. Житинкин на эту роль специально выбрал, скажем так, не урода, чтобы сильнее чувствовался контраст между внешностью и душевным уродством этого человека. Спектакль можно назвать неким театральным экспериментом фестивального толка. Он не может быть включен в репертуар театра в силу условностей, которыми насыщен данный проект.
- Насколько сложно давался такой отвратительный персонаж?
- Играть Чикатило было очень тяжело. После спектакля оставался такой шлейф грязи, от которой приходилось потом очень долго отмываться. По-моему, подобных, мягко говоря, странных людей постоянно играть просто вредно для здоровья артиста. Но для меня было важно поймать характер, суть этого страшного человека.
- Характеры ваших героев порой прямо противоположны. Что это: поиск амплуа или любознательность?
- Мне интересно кидать себя в разное, в этом и состоит профессия актера: уметь многое и пробовать все.
Новые работы оказались не менее успешными: роль Дориана Грея приносит актеру победу на "Чайке-2001", а жюри "Международного фестиваля театральных школ в Варшаве" (2002) присудило приз за лучшую мужскую роль в "Платонове".
Достигнув определенной известности, Даниил начинает пробовать себя и в других ипостасях. Рекламные ролики и телесериалы в последнее время для российских актеров стали постоянным источником заработка. Не избежал этого опыта и Страхов. Причем работа в "Бедной Насте" далеко не единственная на телевидении. Были и роли в сериалах "Пятый угол", "Маросейка, 12. Ставок больше нет", "Сыщики", "Бригада", "Виллисы", "Женская логика-2", "Главные роли", "Евлампия Романова", "Лучший город земли", "Всегда говори всегда" - такая работоспособность просто поражает!
В общем, опыта Даниилу Страхову не занимать. Вот разве что в кино дела обстоят не столь блестяще: дебют в кинематографе состоялся еще в 1996 году в "Карьере Артуро Уи. Новая версия", а следующая роль в картине "Северное сияние" была лишь в 2001-м. В ней Даниил в полной мере испытал чувства жениха, которого невеста бросает ради другого мужчины. Зато в реальности личная жизнь актера в полном порядке. Он женат на актрисе Марии Леоновой, к мнению которой и как близкого человека, и как профессионала он прислушивается.
- Интересно, если бы вы не стали актером, то...
- Сложный вопрос. Я же больше ничего не умею делать. Понимаете, мне сейчас грех гневить Бога. Я очень плотно занят в театре, есть предложения от кинорежиссеров, то есть могу назвать себя, в какой-то мере, везучим человеком. Мне повезло с работой, повезло с друзьями. Так что ни о какой другой профессии я сейчас и не думаю.
- За свою творческую жизнь вы работали со многими известными людьми. Кого бы вы назвали своим учителем?
- У меня было много учителей, но своим самым главным учителем я считаю себя самого. Потому что никто не относится ко мне более строго, чем я сам.
Анна Лезова
Журнал "Все каналы ТВ"