Этому миру не хватает любви
Даниил Страхов начал сниматься несколько лет назад, актер уже заявил о себе, как об одном из самых ярких представителей молодого актерского поколения. Кино для Даниила Страхова сегодня и смысл жизни, и ее оправдание, и, наконец, просто работа.ДОСЬЕ:
Родился 2 марта 1976 года. По знаку зодиака - "рыбы". Учился во МХАТе, а в 1997 году окончил театральное училище им. Щукина. Работал в Театре им. Моссовета, Театре на Малой Бронной, Театре Армена Джигарханяна и в Театре им. Н.В. Гоголя. Лауреат премий "Московские дебюты", "Чайка", Фестиваля театральных школ в Варшаве. Снялся в двух десятках фильмов и сериалов, в том числе в "Бедной Насте", "Талисмане любви", "Детях Арбата", "Евлампии Романовой. Следствие ведет дилетант". Женат на актрисе Марии Леоновой.
-Даниил, откуда у вас столь редкое имя?
-Папа назвал. Он видный лингвист, и, когда я родился, писал исследование о князе Данииле Галицком. Папу настолько эта фигура увлекла, что он захотел, чтобы его сын носил имя Даниил. Когда мне было тринадцать лет, отец перебрался в США. Сейчас он живет в Бостоне.
- А ваша мама психотерапевт?
- Да.
- Откуда вдруг возник интерес к кино, к театру?
- Спонтанно. У нас в школе был замечательный театр "Фантазия" под управлением Вадима Злотникова, с которым мы впоследствии вместе учились в Щукинском училище. Правда, он на режиссерском факультете, а я - на актерском. И отношения наши из товарищеско-педагогических потихоньку переросли в профессиональные.
- А почему вы из МХАТа перешли в "Щуку"? И легко ли было поступить?
- Поступить в театральный всегда тяжело, но еще тяжелее - успешно закончить учебу. У меня студенческая жизнь складывалась непросто, многое было трудно и непонятно, сказывалась внутренняя незрелость: я ведь поступил в семнадцать лет. А в "Щуку" перевелся, потому что Евгений Рубенович Симонов хотел, чтобы я учился у него на курсе. К сожалению, мой переход совпал с его кончиной.
- Вы работали в нескольких театрах, но отовсюду уходили. Почему?
- Любой театр - это некий свод условностей, которым ты либо подчиняешься, либо рано или поздно уходишь на вольные хлеба. Поскольку я по разным причинам ни в каком театре не остался, значит комфортно мне не было нигде. Официально я сейчас ни в одном театре не работаю, но играю в антрепризе.
-Вы снялись в огромном количестве сериалов. Чем пришлось жертвовать ради этого "конвейера"?
- Отказался от театра на время. А съемки в "Бедной Насте", "Звездочете" и "Детях Арбата" вообще происходили параллельно. Так что иногда приходилось за одну смену быстро переезжать с площад-ки на площадку и по нескольку раз в сутки переключаться с одной роли на другую. Это было тяжело не только физически, но и психологически.
- Бывает так, что за время работы партнеры по фильму становятся настоящими друзьями?
- Со своими коллегами я в основном общаюсь на съемочной площадке. Мои близкие друзья не имеют никакого отношения к актерскому кругу. Правда, когда снимались в "Бедной Насте", то в течение восьми месяцев практически не расставались. И кое с кем возникли товарищеские отношения. Скажем, с Петей Красиловым, исполнителем роли князя Михаила Репнина, они сохранились и по сию пору. Что же касается других партнеров, то наши отношения не переросли в синдром "Фабрики звезд", когда люди потом не могут расстаться.
- Из ваших многочисленных работ какая самая любимая и удачная?
- Юрий Шарок в "Детях Арбата". Ее заметили. Другое дело, что сам фильм не получил должного внимания и той оценки, которую он заслуживает. "Грозовые ворота", с моей точки зрения, - очень честная и достойная работа.
- Не мешает, что к вам уже прирос некий экранный имидж?
- Конечно, мешает. Беда, когда актеров раскладывают по ячейкам экранных образов, которые они уже сыграли. И хотя очень хочется сыграть что-то другое, предложений измениться и быть другим, по всей видимости, будет все меньше и меньше.
- А гибнуть на экране не страшно?
- Я в гробу не лежал. А что касается номинальной смерти в тех или иных видах... Если взять любую драматургию в кино или в театре, то как правило присутствует либо хеппи-энд, либо трагический финал, когда герои погибают. Обычно драматургия третьего пути не предлагает.
- Ваши экранные образы на вас повлияли?
- Отношения актера с его персонажами сложны, запутанны и плохо поддаются анализу: как и в какой степени твой персонаж на тебя повлиял и повлиял ли в принципе. .
- Но вы ощущали себя, к примеру, бароном Корфом не на съемочной площадке?
- Нет, слава тебе, Господи, не ощущал. Наоборот, я начинал раздражаться, когда зритель вдруг ставил знак равенства между героем, которого я сыграл, и мною. Но случается, конечно, что актер заигрывается в своего героя, и это беда. От этого нужно бежать.
- Есть актеры, работающие постоянно с одним режиссером. И этот тандем идет на пользу обоим. Вам удалось встретить своего режиссера?
- Любой актер мечтает встретить своего режиссера. Такого в моей жизни пока не произошло. Хотя я был счастлив работать и с Эшпаем, и с Рогожкиным в "Перегоне", и с Малюковым в "Грозовых воротах". Позовут ли они меня снова? Если да, я буду счастлив. Что же касается сотворчества и сотрудничества в тандеме продюсер - актер, тут я не могу не назвать Александра Завеновича Акопова, с которым мы сделали три работы: "Бедная Настя", "Талисман любви" и "Звездочет".
- С какого фильма вас стали узнавать?
- Я думаю, с "Бедной Насти". Когда человек больше полугода появляется на экране каждый день, то естественно возникает и ответная реакция публики.
- Страдаете от навязчивых поклонниц?
- Случаи были всякие. Разумеется, все это усложняет мою жизнь и жизнь моей семьи. Но рвать на себе волосы и говорить, что я от этого умираю, избавьте меня от этого, не буду, потому что это ложное актерское кокетство.
- Вы женаты на актрисе Марии Леоновой. Тяжело двум актерам уживаться под одной крышей?
- Мы уживаемся очень хорошо. Маша - мои уши, глаза и некое зеркало, которое позволяет мне видеть себя со стороны.
- Есть у вас какое- нибудь хобби? Может, к примеру, на шашлыки ездить любите?
- Ну кто же не любит съездить на шашлыки? Но главная моя страсть - это кино, то есть работа во всех ее проявлениях. Если есть свободное время, люблю смотреть фильмы, но не просто как зритель, а как профессионал.
- Как-то вы обмолвились, что записываете на видео фильмы с вашим участием...
- Да, начиная с "Бедной Насти". В этом нет никакого самолюбования, а есть уникальная возможность, используя чудеса техники, увидеть себя со стороны, что-то скорректировать, повернуть себя в ту или иную сторону, наконец, исправить какие-то ошибки. Не скажу, что это мне доставляло большое удовольствие. Времени-то и на сон почти не было. Но я смотрел каждую предыдущую серию "Бедной Насти".
- Вам не предлагали поработать на ТВ?
- На данный момент я единожды попробовал себя в роли телеведущего. Не скажу, что удачно. Но любой опыт хорош. И если будут новые предложения, я их рассмотрю.
- Скажите, актерство, то есть умение изобразить то, чего нет, помогает или мешает в личной жизни?
- Мне в моей личной жизни, слава богу, играть не приходится. Но вообще... В психологии есть такое понятие - психодрама, когда люди проигрывают проблемные для себя ситуации, тем самым разрешая их. Артист же проигрывает массу ситуаций с помощью ролей, да еще и получает за это деньги. Но есть и обратная сторона медали: актерская профессия своими страстями и их искусственным возбуждением загоняет человека в порочный круг суррогатных чувств и эмоций.
- Наверное поэтому у многих актеров совершенно расстро-енная нервная система. Отсю-да попытки снять проблему алкоголем и наркотиками.
- На самом деле это не актерская проблема, а проблема всей страны. Если, скажем, таксист приходит домой после тяжелой смены, он тоже должен как-то снимать напряжение. А путь снятия стресса в нашей культуре известен всем.
- А как вы боретесь со стрессами?
- Я в этом отношении человек счастливый: приходя домой и попадая в круг семьи, испытываю столько положительных эмоций! Никакой алкоголь не нужен.
- Что хотели бы пожелать нашим читателям?
- У меня лишь одно банальное пожелание: любите друг друга. Этому миру очень не хватает любви. И будьте счастливы.
Евгений Данилов
журнал "Новая Неделя" 7 июля 2007 г