Актер не мексиканских сериалов
- Самая первая роль вселила в тебя уверенность?- Она до сих пор остается для меня самой главной, хотя вначале принесла безумное количество комплексов и понимание того, что ничего мне не достанется на блюдечке с голубой каемочкой. Во время репетиций говорили: "Да, хороший спектакль получается, но вот артиста Страхова лучше было бы заменить...". Я только закончил институт и был настолько молод и неопытен, что даже не мог грамотно распределиться по роли. Конечно, я ее провалил. Лишь спустя год после выпуска премьеры стало что-то получаться и неплохо получаться, потому что именно за образ Николая Аблеухова в спектакле "Петербург" режиссера С. Голомазова (Театра им. Н. В. Гоголя) мне дали премию "Московские дебюты".
- Ты ведь из семьи серьезных людей - ученых. Как угораздило пойти в актеры?
- Действительно, моя мама - психотерапевт, а папа - филолог, очень крупный ученый византист. Он недоумевает, почему его детей тянет на зыбкое поле искусства? Ведь и моя младшая сестра занимается достаточно странным делом - любит писать романы. Я же подался в актеры совершенно по непонятным причинам. Если бы передо мной поставили выбор второй раз, я бы от этой авантюры отказался.
- А в Театр им. Н. В. Гоголя как попал?
- Перед окончанием Щукинского училища я показывался в театры без всякой мысли отом, что продолжу заниматься актерской профессией, просто помогал сокурсникам играть готовые отрывки. А сам всерьез думал о том, чтобы завязать с этим делом. Во время учебы-то я звезд с неба не хватал, и в дипломных спектаклях мне почти ничего сыграть не дали. А тут сразу предложили значительную роль, разумеется, я польстился.
- Было когда-нибудь полное ощущение - "я гений"?
- Да, как раз после того, как мне дали премию. Прямо на сцене у меня пару раз так "рвало крышу", что казалось, будто я схожу с ума. Моя истерика по роли настолько переливалась через край, что я понимал, если не сдержу себя какими-то нечеловеческими усилиями, то просто завалю спектакль, потому что меня с пеной у рта увезут откачивать в психушку. И в то же время, я видел, как "всех их держу" - и партнеров, и зрителей
- Если актера чаще хвалить, это стимулирует?
- В наших кругах тема "что нужно актеру?" набила оскомину. Конечно, "доброе слово и кошке приятно", но есть противоположное мнение, что актеров нужно держать в черном теле, на хлебе и воде, постоянно "бить нагайкой", тогда они чего-нибудь гениальное выдадут. Меня эта позиция приводите бешенство. Я не позволю превращать себя в скота и не стану терпеть тиранию людей, которые сами-то на хлебе и воде не сидят, но имеют власть над актерами. Понятно, что я имею в виду некоторых режиссеров, но, слава Богу, их не так много.
- Какой у тебя характер, однако...
- Как сказала Марина Неелова о себе: "Он у меня просто есть". А вообще, актеры, с моей точки зрения, одни из самых закомплексованных людей на земном шаре. Именно поэтому большинство в актеры и подаются. Как некоторые идут в психотерапевты (я не имею в виду свою маму), чтобы разобраться в собственных "тараканах", так и будущие актеры идут на сцену, чтобы перешагнуть через свои комплексы. Но не всем удается, и это трагедия на всю жизнь, потому что если ты не победишь себя, то никогда не добьешься свободы ≈ обязательного условия для нашей профессии. К сожалению, калек, так и не преодолевших себя, среди актеров очень много, и, по большому счету, я пока не вычеркиваю себя из их числа.
- Мужская красота тебе подмога или обуза?
- Недавно один режиссер тоже спросил меня: "Даня, скажи честно, а каково быть красивым мужиком?" Я ему ответил не вполне цензурно и однозначно негативно. Уверяю, что красота в мужике - это самое последнее достоинство, и она очень часто бывает обузой: тебе по-черному завидуют мужчины, не обладающие хорошей внешностью; многие женщины воспринимают тебя просто как красивую вывеску; работодатель в 90% заранее полностью отказывает тебе в уме. И эту схему порушить практически невозможно. Поэтому никаких особых плюсов я для себя не вижу, даже амурными чарами соблазнителя не пользуюсь - уже погулял в свое время хорошенько. Минусов, на самом деле, гораздо больше, чем плюсов, хотя я и понимаю, что мои слова воспринимаются как кокетство.
- Говорят, что роковые красавцы, на самом деле, холодные любовники...
- Это не так. Я не холоден, а очень горяч! (Смеется.)
- Тебе поклонницы сладкий террор не устраивают?
- Нет. Для того, чтобы тебя в театре завалили цветами и записками, нужно сняться в хорошем кино. Но у меня пока всего четыре картины, первая из которых "Карьера Артура Уи", а последняя - "Маросейка, 12". На сцене же я играю либо романтического до абсурда Себастьяна, парнишку лет 15-ти, в "Двенадцатой ночи" Театра им. Моссовета, либо редкостного негодяя Аблеухова. А поклонницы, они же отождествляют персонажа с актером, его исполняющим. Сколько раз на "Петербурге" я слышал реплики из зала: "Вот скотина! Какая же это гадина!" Да девочки с букетиками от такого просто шарахаются! Вот если бы я сыграл какого-нибудь обаятельного раздолбая с сигаретой в руке, который идет по женщинам легкой походкой, то поклонницы вешались бы гроздьями.
- Ну, а мечтаешь-то кого сыграть?
- Маньяка. С моей точки зрения, нет лучшего маньяка для нынешнего кинотриллера, чем мой типаж. Он должен быть обаятельным, красивым, милым... Я включил бы свои чары на полную катушку, потому что знаю, чем они обернутся для сюжета и для других героев в конце: посмотрите, какой я хороший, обманитесь, а потом я такую "расчлененку" устрою! Тогда будет амплитуда развития образа, а это безумно интересно и актеру, и зрителю.
- А, по-моему, ты бы очень вписался в мексиканские сериалы!
- Стандартный набор штампов в этом кино у меня, как более или менее профессионалов своей области, ничего кроме смеха не вызывает. Это полная пародия на высокие отношения, которая, впрочем, у людей определенного круга рождает настоящие слезы, в силу того, что в реальной жизни им чего-то не хватает. Ностальгия и безумное желание видеть истинные, не прикрытые никакими вуалями чувства держат у телеэкранов миллионы зрителей. Но мне кажется, что время обнаженного романтизма безвозвратно ушло.
- У тебя не было желания самому написать для себя сценарий?
- Было, у меня этот сценарий в голове сидит, но настолько авангардный, что я прекрасно понимаю: скорее всего, он окажется в ящике. Так что пока мои идеи на эту тему дальше кухонных разговоров с друзьями за бутылкой пива не идут.
- Не так давно ты стремительно влетел в рекламу...
- Да, к сожалению, именно влетел. В 1998 году появилась игровая реклама "Нескафе". (До сих пор на экранах в разных сюжетах резвится компания студентов.) Я был "Леней, которого все знают, где найти ночью. Конечно же, за чертежами". Ролик беспрерывно крутили по телевизору, моя физиономия висела на каждом столбе, и я понял, что перестаю являться самостоятельным актером, на лбу у меня проступила жирная надпись "Нескафе", и многие, в том числе и на "Мосфильме", иначе меня не воспринимали. Решив, что лучше пожертвовать деньгами, я вышел из проекта. Правда потом были и другие рекламы, но не опасные, что называется однодневки, там меня никто не узнавал. Для актерского тренинга подобная работа совсем не лишняя, в несколько секунд можно сыграть целую историю, а если есть слова, окрасить их собственной интонацией.
- Ну а теперь тебя приглашают в клипы.
- Да, и это приятно. Во-первых, потому что интересно, это другой род актерской жизнедеятельности, а во-вторых, очень быстрый результат. Через месяц после съемок ты уже на экране и видишь, что хорошо, а где налажал, и как этого можно избежать в следующий раз. Последний клип, в котором я участвовал, называется "Игра". По-моему, это весьма и весьма интересная работа и режиссера, и новой певицы Шилы. Обычно, снимаясь в клипах, от передозировки я ненавидел ту песню, ради которой все затевалось, здесь же, каждый раз слыша запись, начинал все больше и больше от нее фанатеть. Я думаю, от этой музыки забалдеют многие.
- Действительно ли, чтобы выжить, актеру нужно постоянно "шевелить лапами": бегать, искать, предлагать себя или можно лежать на диване и ждать, когда зазвонит телефон?
- С одной стороны, актеров часто сравнивают с проститутками, и в этом есть большая доля истины, потому что необходимо постоянно себя предлагать, затыкать собой буквально любые лазы и проходы, которые видишь в сложном лабиринте профессии. А то заткнет кто-нибудь другой, и не факт, что он это сделает хуже, чем ты, между прочим. Побывает и по-другому: вот Стоянов и Олейников много лет "лежали на диване", а потом у них произошел выстрел в яблочко. Это судьба, но совершенно не обязательно, что другой, продремав до сорока лет, сможет вскочить и побежать, когда ему скажут "старт". Для этого нужно быть постоянно в форме. А вообще, я фаталист и повторю, наверное, вслед за тысячами актеров: успех в нашей профессии лишь на 5% зависит от таланта и работоспособности, остальные 95% - удача!
- Как ты взбадриваешь себя, когда что-то не клеится?
- Когда мне плохо и нужно провести анализ того, как жить дальше, слова "не верь, не бойся, не проси" выстреливают по всем трем векторам нашего мировосприятии.
Мария Сперанская
"Крыша" 6 2000