Каким он будет, молодой Штирлиц
Кинорежиссер Сергей Урсуляк заканчивает монтаж сериала "Исаев"Одним из главных событий нового телевизионного сезона станет показ на канале "Россия" 16-серийного фильма "Исаев". Зрители увидят его не раньше ноября. Однако обозреватель "Известий" не упустила возможности встретиться с режиссером фильма Сергеем Урсуляком - чтобы поговорить об "Исаеве", о планах на будущее и, конечно, вспомнить "Ликвидацию", которая вывела понятие "российский приключенческий сериал" на совершенно новый уровень.
"Я искал в Страхове черты Тихонова"
вопрос: "Россия", похоже, всерьез взялась за Штирлица. Раскрасили "Семнадцать мгновений весны", теперь выпускают фильм про молодость разведчика. "Исаев" - это изначально заказ канала?
ответ: Нет. Вообще, история возникновения этого фильма для меня чрезвычайно нетипична, потому что чистейшей воды авантюра. Когда я заканчивал "Ликвидацию", ко мне пришли ребята, с которыми я ее делал, - Леша Кузнецов и Евгений Попов из компании "Дед Мороз" ("Ликвидация" - совместный проект "Деда Мороза" и студии "Централ Партнершип". - "Известия"). Предложили некий проект...
в: Это "Исаев" был?
о: Это не "Исаев" был, это был "Чкалов". Я им сказал "да" - в бреду, наверное. И вот закончил я "Ликвидацию". Мне говорят: "А теперь "Чкалов". "Какой "Чкалов"?". - "Ты же нам сказал... Мы десять моделей самолетов построили, деньги потрачены". Я говорю: "Ребята, я "Чкалова" делать не буду. Что там у вас за книги на полке стоят? Юлиан Семенов? Давайте Юлиана Семенова сделаем".
в: Но вы же понимали, что, взявшись за Исаева – молодого Штирлица, вы попадаете на опасную территорию больших ожиданий?
о: Да, это очень опасная вещь. Что бы я ни сделал, это будет восприниматься сложно. Потому что одни очень любят Штирлица, другие не любят Семенова, третьи - за красных, четвертые - за белых. Знаю одно: то, что сделано, сделано качественно, как минимум. Но, конечно, вынужден буду оправдываться, объяснять, что я не делал предысторию "Семнадцати мгновений весны". То, что это каким-то образом будет сопрягаться, - да. То, что я искал в Дане Страхове черты Вячеслава Васильевича Тихонова, - да. Но чтобы я пытался спорить или соответствовать... И почему-то никто не говорит, что я делаю ремейки старых экранизаций этих повестей Семенова. Все говорят, что я снимаю приквел к "Семнадцати мгновениям...". Между тем была очень хорошая картина Бориса Григорьева "Пароль не нужен". Исаева там играл Родион Нахапетов. И там был замечательный Блюхер - Губенко. Была картина "Бриллианты для диктатуры пролетариата". Исаева там играл Ивашов, а Кайдановский - графа Воронцова.
в: Вместо Кайдановского у вас Пореченков?
о: Да. Очень неожиданно и, по-моему, очень хорошо. Вообще, Миша меня чрезвычайно радует.
в: Вы сказали, что в исполнителе главной роли искали черты Тихонова. Существовал круг актеров или сразу нацелились на Страхова?
о: Я сразу его выбрал. Хотя он успел насниматься в мыльных сериалах, то есть у него такой бэкграунд, который мешает. По крайней мере, мешал. Но мне кажется, я не ошибся, потому что Даня замечательно выглядит, он умный актер, знающий свои проблемы, свои плюсы и минусы, умеющий слышать режиссера. Мы с ним довольно трудно работали, но результат хороший...
в: А кто играет жену Исаева - ту, что в "Семнадцати мгновениях..." появляется на несколько минут в кафе?
о: Портретного сходства мы не искали. Жену у нас играет Вера Строкова, выпускница Щукинского училища, совсем других статей женщина. Еще в фильме заняты Костя Лавроненко, Володя Ильин, Андрей Смоляков, Ксения Раппопорт, Полина Агуреева... Раппопорт у нас играет полуфранцузскую-полуеврейскую певицу. Агуреева - такую девушку-бандитку...
в: А Лавроненко?
о: Лавроненко играет Блюхера.
в: Ситуация с тем, что продюсеры ограничивают актерские гонорары, вас уже коснулась?
о: Нет. У нас все было оформлено до начала кризиса. Но сейчас я слышу отовсюду, что ограничения начали действовать.
в: Вы считаете, это правильно?
о: Нет. Я понимаю, в какой-то момент действительно стало зашкаливать, но когда я читаю, что 100 продюсеров написали некую хартию о том, что они теперь не будут платить Машкову, Хабенскому, Миронову, это смешно выглядит. Из этих 100 продюсеров, может быть, трое, на которых Машков, Хабенский и Миронов и внимание-то обратят. Там 99% людей, которые отношения к этим артистам не имеют. Но радостно понижают ставки всем. Я недавно встретил одного продюсера, который выходил из супермаркета с огромным количеством пакетов, загружал их в свой "Инфинити". Говорю: "Привет, как дела?". Он отвечает: "А ты что, не знаешь? Я разорен!". И я подумал: между его "разорен" и существованием какого-то немного снимающегося актера, или драматурга, или оператора есть принципиальная разница.
"Дюма врал всю жизнь, а мы ему прощаем"
в: Помню, получая кинопремию "Золотой орел" за "Ликвидацию", вы сказали: "Спасибо студии "Централ Партнершип" за то, что она настояла, чтобы я снял Машкова". Вас пришлось уговаривать?
о: В сценарии Гоцман был двухметрового роста человек. Поскольку я экранизирую автора, то, естественно, ищу артиста, похожего на то, что написано. Практически все артисты большого размера у меня перебывали. И вроде все было хорошо, да не хорошо. А в ЦПШ, несмотря на то, что они на меня никогда не давили и не давят, говорят: "А попробуй взглянуть с другой стороны. Давай, допустим, вот этих". И называют четыре фамилии артистов, прямо противоположных тому, что я искал. Среди них фамилия Машкова. Я задумался. Но задумался абстрактно, потому что, во-первых, это абсолютно не соответствовало тому, что написано. Во-вторых, я понимал, что с Володей такой номер не пройдет: "Давай прилетай из Лос-Анджелеса, встретимся, поговорим...". Если уж звать его, то сразу звать сниматься. А я не хочу так, не умею и вообще не люблю, когда мне советуют артистов. Но при этом у меня было хорошее ощущение от работы с Володей на "Сочинении ко Дню Победы" и вообще - уважительное к нему отношение. Он приехал, мы разминались, репетировали, роль рождалась во время съемки. Выходы на то, что мне больше всего нравится в нашем Гоцмане - наивность, провинциальная доброта, - это все появилось уже в процессе...
До "Ликвидации" моя жизнь не предполагала криминально-приключенческого сериала. Но уж больно мне понравилась эта идея. И главное, уже в первом варианте сценария были все ингредиенты "глупости", которую я, как зритель, очень люблю. Враг, спрятавшийся за личину друга, и так далее. В этом были наивность и обаяние.
в: Я большой фанат "Ликвидации", но, по-моему, любому нормальному человеку понятно, что не может это все происходить в Одессе. Ну, какое в этом абсолютно космополитичном городе националистическое движение? Одесса ведь не Львов.
о: Я не привязывался к исторической достоверности, мне она была, в общем, по барабану. Мне нужно было сделать зрелище, где существовало бы некое правдоподобие, враги названы врагами, обозначены. Кто может быть врагом в 46-м году? Какие-то националисты, наверное. А где они прячутся? Ну, конечно, не в степи, а в лесах. Какие леса под Одессой? Мы когда снимали, искали - едва нашли. Какие там националисты? Какое подполье? Все это бред сумасшедшего. Но меня гораздо больше другие вещи интересовали...
в: При этом фигура главного подпольщика, Академика, одна из ключевых и самых интересных. Последний белогвардеец, уже забывший, что выбор средств - это все-таки этическая проблема.
о: Когда бандиты и милиционеры, то взаимоотношения понятные. Когда фашисты и нефашисты, тоже понятно. Как только начинается мотивация, почему я, русский, помогал фашистам... Тут мы попадаем в область очень сложных вещей, которые средствами телевизионного многосерийного фильма, идущего в прайм-тайм, раскрыть нельзя. Но существуют жанры, которые, как мне кажется, позволяют врать во имя "интересно смотреть". Опять же я это многократно говорил, не сравнивая масштабы дарования: Александр Дюма врал всю жизнь, а мы ему прощаем, потому что - интересно же...
"Главное - посочувствовать собственной стране"
в: "Исаев" - это 1920-е годы. Значит, коллизия "красные - белые" поневоле окажется куда более острой, чем в "Ликвидации".
о: Я в этой картине никого не осуждаю и не становлюсь на чью-либо сторону. Во-первых, потому что меня дико раздражают механические перемены плюсов на минусы.
Человек, который всю жизнь ходил с красным знаменем, вдруг с хоругвью появляется... Мне кажется, сегодня правильная позиция - осознать, что это трагедия и одних, и других. Просто поставить точку и одинаково посочувствовать всем обманутым, всем попавшим в переплет. Главное - посочувствовать собственной стране, которая на всех этапах делится "за нас" и "против нас" внутри самой себя. У меня позиция - я бы сказал, примирительная. В 1917 году очень многие порядочные люди были на стороне революции, как я сам в 1991-м был на стороне революции. Если бы мне сказали тогда, что будет, во что это выльется и как выродится... Но я был искренен в тот момент, как искренни были многие в 17-м году. Они знать не знали, что начнется потом.
в: То есть вы далеки от мифологизации предреволюционной России как идеального государства?
о: Почитайте Толстого, Куприна. Вспомните Григория Распутина... Наконец, посмотрите сводки происшествий 1914-1916 годов. Это абсолютно проецируется на наше время - те же пьяные кутежи, то же вопиюще хамское отношение богатых к бедным. Это не могло не вызывать раздражения, как это не может не вызывать раздражения сейчас. Я сам в полном порядке, но вот сейчас снимал в провинции и вижу, как живут люди.
в: Сейчас, когда "Исаев" уже близок к завершению, можно говорить о следующем проекте? Насколько мне известно, обсуждается роман "Жизнь и судьба" Василия Гроссмана...
о: Действительно, есть такое предложение. Как говорится, предложение, от которого не отказываются. Но существуют разные обстоятельства. Например, хватит ли мне сил? Уже четыре года я, не разгибаясь, тружусь на ниве отечественного телевидения. При том что я снимаю телевизионный фильм точно так же, как снимал бы полнометражный. Получается, я снимаю вместо одного четыре полнометражных художественных фильма. Это забирает огромное количество сил. Мне просто нужно понять, потяну ли я... С другой стороны, совершенно очевидно, что при той скорости, с которой осваиваются великие литературные произведения, скоро нечего будет экранизировать. К тому же на телеканале "Россия" работают серьезные люди, и, когда мы это обсуждали в предварительном разговоре, что называется, без обязательств, было понятно, что настроены они очень решительно... Думаю, к концу года определюсь. .
в: Получается, уже третий проект подряд - если состоится Гроссман, вы будете снимать по заказу. А собственные замыслы откладываются?
о: Вот почему я говорю, что мне нужна пауза. Я не фонтанирующий идеями человек. Мне нужно почитать, посидеть, подумать...