На успех грех жаловаться
«Бедная Настя» далеко не первый фильм Даниила Страхова. До этого уже были «Северное сияние», сериал «Пятый угол», «Лучший город земли» и др. А театральной публике молодой актер стал интересен, сыграв в модных спектаклях режиссера Андрея Житинкина «Портрет Дориана Грея» и «Калигула» и более элитарных — «Петербург» по А. Белому и «Безотцовщина» по чеховскому «Платонову». Два последних спектакля не столь громкие: «Петербург» играют на малой сцене театра им. Гоголя, а «Безотцовщину» — вообще в учебном театре ГИТИСа, да еще в учебных студенческих костюмах. Тем не менее именно за эти роли Даниил получил свои премии: «Московский дебют» в 1998 году и приз за лучшую мужскую роль на Варшавском международном театральном фестивале. А недавно он снялся в картинах «Звездочет» и «Дети Арбата», а также сыграл у Р.Стуруа в «Ромео и Джульетте».Даниил, вы не задумывались, почему вам часто предлагают роли неположительных и даже порочных героев?
Порочными в большей степени были мои театральные роли — в спектаклях «Портрет Дориана Грея» и «Калигула». А в кино и на телевидении потребность в типаже положительного героя-любовника просто отсутствует. Я иногда спрашиваю себя: «Почему мне не предлагают других ролей?» Да потому, что они не востребованы временем. У нас снимают один романтический фильм на «Мосфильме» — «Алые паруса», и все. И поэтому мой типаж используют для создания отрицательных образов.
Во время съемок «Бедной Насти» у вас, наверное, был напряженный ритм жизни. Но изо дня в день вы выступали в одном и том же качестве. Какие остались ощущения?
Я довольно легко втянулся в этот ритм. Хотя, безусловно, уже к середине съемок накопилась усталость. То же самое чувствовали и другие артисты. Это закономерно. Но вместе с тем я привыкал к ситуации, что востребован каждый день.
А как вы использовали свободные дни?
Я просто лежал на диване и восстанавливался, ведь у меня был всего один выходной в неделю, а то и в две недели. Я даже не читал и не смотрел телевизор. Кроме этого, безусловно, в период такой интенсивной работы накапливаются какие-то дела, которые все время откладываешь, и в этот день самое сложное — заставить себя встать с дивана и начать что-то делать: куда-то поехать, проверить машину и т.д.
Вы постоянно за рулем. Машина вас расслабляет?
И не расслабляет и не напрягает. Я машину воспринимаю как средство передвижения, не более того.
После «Бедной Насти» вы стали необыкновенно популярны. Многие ваши поклонницы идут даже на серьезнейший спектакль «Петербург». Вам не кажется, что большинство из них просто хотят увидеть живого «Владимира Корфа»?
Да, я отдаю себе отчет в том, что часть зрителей приходит на мои спектакли из-за моих телеролей. Но это меня не настораживает. Скорее радует: главное, чтобы они могли отделить актера Даниила Страхова от его персонажа в сериале. Если мне удается это сделать, я рад. Но если кто-то приходит только посмотреть на живого человека, который играет в фильме, что ж поделать? Но, судя по той реакции зала, которая присутствовала на последних спектаклях, мне удается первое. И зритель приходит не в цирк.
Наверное, вам уже трудно пройти по улице неузнанным?
Нет, Москва психологически достаточно закрытый город, поэтому очень часто, выходя на улицу, понимаешь, что, слава Богу, до тебя нет никому дела, все погружены в свои собственные мысли. И даже спускаясь в метро, я, в общем-то, особого дискомфорта не ощущаю.
Вы пользуетесь метро?
Редко, поскольку я за рулем. Но не могу сказать, что никогда туда не вхожу. Я думаю, что пока не являюсь настолько узнаваемым и известным человеком, чтобы действительно, не смочь этого сделать. Я плохо себе представляю, допустим, Олега Янковского или Армена Джигарханяна, тем более Филиппа Киркорова в метро (смеется). Правда, не скажу, что получаю большое удовольствие, спускаясь туда, конечно, мне комфортнее стоять два часа в пробке (сидишь в замкнутом пространстве, и никто тебя не трогает), чем находиться в состоянии селедки в банке. Но иногда меня узнают. Все зависит от того, кто меня узнает. Если это происходит в ресторане, где подвыпившие товарищи начинают тыкать в меня пальцем, это одно, а если подходят интеллигентные люди и просят автограф — другое. Моя реакция соответствует обстоятельствам.
А если в такой момент вы неважно чувствуете себя или выглядите?
Это издержки профессии. И к этому нужно относиться с пониманием. Каждый поступающий в театральный вуз жаждет успеха. И если он к нему в той или иной форме приходит, грех жаловаться, потому что успех в любую минуту может от него и отвернуться.
Вы поступали в разные театральные училища или в одно? И было ли у вас в детстве увлечение театром: театральные кружки, студии и т.д.?
Да, я одновременно поступал в ГИТИС, «Щуку» и во МХАТ. Везде слетел с конкурса, а потом благодаря повторному прослушиванию у Авангарда Николаевича Леонтьева (за что я ему бесконечно благодарен) все-таки поступил в Школу-студию при МХАТ. Но впоследствии перевелся в «Щуку». А в школе у нас был замечательный театр под названием «Фантазия», которым руководил Вадим Злотников. Я учился в экспериментальной школе при Академии педагогических наук под руководством Александра Наумовича Тубельского. Он помогал детям понять, что они любят. В одном и том же классе один ребенок мог уделять большее количество времени химии, а другой — литературе. Я больше всего любил литературу и математику.
Как странно...
А по-моему, вполне нормальное сочетание. Потом мы с Вадимом Злотниковым волею судеб стали однокурсниками. Только он учился в режиссерской группе, а я — в актерской.
Ваши родители имеют отношение к искусству?
Нет. Мама — психотерапевт, папа -лингвист.
Вам как-то помогало в актерской профессии то, что мама психотерапевт?
Мама в первую очередь мама. А профессия, которой она занимается, не может ни мешать, ни помогать. Как хирурги не могут оперировать своих близких, так и профессиональные навыки и умения, которыми обладают родители психотерапевты, с моей точки зрения, не применимы в личной и семейной жизни. И наше с мамой общение строилось именно как общение ребенка и родителя. По крайней мере, я на это надеюсь. Но, конечно, просматривая какие-то сцены с моим участием, мама видела ситуацию не только как мама, но и под углом своей профессии и высказывала свое мнение по тому или иному поводу, что мне было, безусловно, интересно.
Со своими проблемами вы в большинстве случаев разбираетесь самостоятельно или советуетесь с кем-то из близких?
Это напрямую зависит от тех проблем, с которыми я сталкиваюсь. Если мне кажется, что я могу с ними справиться сам (даже если на самом деле это не так), то я именно так и поступаю. Но если я, действительно, пойму, что не смогу что-то сделать, тогда приходится прибегать к помощи других умов.
Кому в первую очередь выговариваетесь?
Жене Маше (актриса Мария Леонова — прим. авт.).
Вы производите впечатление достаточно закрытого человека...
Я таким и являюсь.
С Машей вы делитесь практически всем?
На то и есть близкий человек, чтобы ты мог свою внутреннюю закрытость каким то образом компенсировать.
Вы вместе уже 6 лет. Как вы считаете, вы ее хорошо знаете или она все еще загадка для вас?
В каждой женщине должна быть загадка, иначе она перестает привлекать внимание мужчин. И в Маше загадка есть. Что касается того, знаю я Машу или нет... По крайней мере, есть иллюзия того, что я ее знаю.
Как же эти две вещи совмещаются?
А вот это уже женская загадка.
В мужчине тоже должна быть загадка или это прерогатива женщины?
Мне сложно судить о том, что для женщины является главным в мужчине. Но, наверное, загадка стоит не на первом месте. Я думаю, гораздо важнее какие-то мужские достоинства, например надежность.
У вас когда-нибудь существовал женский идеал? Может быть, образ, навеянный каким-нибудь классическим произведением?
О женщине с обложки в широком смысле этого слова я никогда не грезил. Но, наверное, у каждого подростка есть некое идеальное представление о прекрасной принцессе, которую он должен встретить. И это прекрасно. Что касается Маши... Я разглядел ее с первого взгляда.
Удивительно. Наверняка у вас не было недостатка в женском внимании...
Что касается умения пользоваться своими достоинствами, прежде всего их надо осознать. Но в том юном возрасте я не то чтобы их не осознавал... Просто они присутствовали отдельно от моего сознания. Хотя я догадывался, что многие девочки были в меня влюблены, и сам обращал на кого-то внимание, пока Маша не отвечала мне взаимностью.
Ваши отношения как-то изменились за время совместной жизни?
Отношения не могут не измениться за такой срок. Нельзя судить обо всех, но мне кажется, если отношения не меняются, то происходит застой — это как с водой в пруду, который ведет к тине. Маша не просто моя жена. Она мой друг, первый из тех людей, кому я доверяю безоговорочно. А я считаю, что отношения между мужчиной и женщиной могут строиться либо на каком-то противоборстве, здоровом соперничестве, которое все время может подогревать интерес, либо на взаимопонимании и гармонии. По крайней мере, в данный момент у нас второй вариант.
И что, ссор не бывает?
Бывают, но чем дольше мы вместе, тем они реже.
Кто же первый пытается помириться?
Тот, кто первый поймет, что выгоднее сдаться (смеется). Маша при всей своей кажущейся мягкости вдруг неожиданно может упереться на своем — она все-таки Лев по гороскопу. Хотя временами точно так же могу упереться и я.
Можете ли вы починить кран, розетку исправить и т.д.?
В принципе я все это делаю. Но каждый раз практически как в первый, потому что всегда забываю, куда подсоединять провода, как менять патрон, розетку. Не скажу, что я мастер на все руки, но какие-то простые конкретные вещи сделать могу. А вот, допустим, залезть в машину и понять, что там за неисправность, я не могу. И потому этим никогда не занимаюсь. Сидеть и разбираться в моторе у меня не хватит терпения.
В одном интервью Маша рассказывала, что вы очень щедрый и поражали ее своими подарками, сделанными даже на последние деньги... А были ли подарки, которыми удивила вас Маша?
Маша тоже любит дарить. И такие подарки были. Я не хочу обидеть Машу, но я забываю обо всем. Я помню, что они были, но что конкретно?.. Я забываю и про дни рождения и т.д. Например, Машин день рождения я выучил, а вот день свадьбы не помню...
Маша не обижается?
Нет. Ведь это же мелочи на самом деле... Самое главное то, что Маша самый близкий мне человек, и это то, что нужно ценить и беречь.
Марина Зельцер
Журнал "Женские секреты"