Фильм «Будем знакомы»
Один мой товарищ-соотечественник девятнадцать лет из двадцати прожил за границей. У него сложилось довольно странное представление о родине и сверстниках. Он думал, что они много читают и способны разговаривать только об учебе или обсуждать любовные похождения друзей и что в основном круг их интересов ограничивается поп-музыкой, уроками в школе-институте, поиском новой подружки-друга. Сериал, который месяц шел по ТВЦ - "Будем знакомы", - мог бы только еще больше убедить его в этом.Сериал, даже молодежный, начинается с названия. "Элен и ребята" смотрели такие же девицы и ребята без особых претензий, на которых свысока взирали фаны "Беверли хиллз 90210", те, в чьем подсознании запряталась мечта переселиться в богатый район солнечной Калифорнии или хотя бы внезапно разбогатеть. Но вот с какой аудиторией хотят познакомиться герои "Будем знакомы"? Наши персонажи не пьют, не курят, о наркотиках речи нет, секс и рок-н-ролл остаются за кадром. Наверное, ими должны гордиться родители, но родители обычно принимают облик вечно недовольной бабушки с пылесосом. Кажется, они любят свой экспериментальный колледж тележурналистики - очень приятно познакомиться.
Сгенерировал "Будем знакомы" режиссер, выпускник актерской мастерской Щукинского училища Игорь Шавлак. Зрителю могут быть известны его актерские работы в кино: "Явка с повинной", "Поезд вне расписания" и режиссерские: "Семья вурдалаков", "Сезон охоты", "Крутые". К актерам, переметнувшимся в режиссеры, редко можно встретить хорошее отношение, Шавлак усугубляет свое положение резкими высказываниями в прессе: "Нигде у нас не выпускают драматургов, способны сочинить реальную "story", а не муть беспросветную". Воистину так!
Есть некоторые технические детали, которые приятно поражают: компания "Партнер-фильм" сняла 24 серии по 27 минут всего за 150 тыс. у.е. На такие деньги не стали бы снимать даже малобюджетный фильм! Но вот что в результате получилось? Авторы стремятся дать однозначный ответ, определив стилистику сериала как "отечественно-молодежную". Молодые герои, модная музыка, поп-звезды: женский хор "Стрелки", ансамбль песни и пляски с импортным названием "Hi-Fi". Режиссер посчитал, что, если еще добавить дюжину молодых лиц - выпускников Щуки Даниила Белых и Игната Акрачкова, вгиковку Ольгу Смеридову - и старую гвардию: Ольгу Битюкову, Андрея Градова и Бориса Хмельницкого, пару-тройку любовных интрижек, и поместить все это в элитную атмосферу частного колледжа - получится отличный телесериал. Сюжет и характеры героев, по всей видимости, предлагается додумать зрителям.
Двенадцать героев - студентов и студенток частного лицея из "Будем знакомы" - находятся в довольно сложных взаимоотношениях: кто-то кого-то любит, а кто-то - нет, или просто сын богатого продюсера. Наши герои редко собираются в кучки и обсуждают вместе со зрителем свои проблемы. "И правильно, - скажет студент Щукинского училища, - такое бывает только в западных суррогатах типа "Элен и ребята". Вы хоть раз видели, чтобы в кино герои так открыто проговаривали проблемы друг друга, тогда ведь никакой интриги для зрителя не останется? Будем играть по системе Станиславского!". Только вот незадача: все герои одинаково молоды и красивы, и понять, кто из них кто и какая сверхзадача у актера в этой серии, довольно трудно, если не смотреть с самого начала.
Специфика любого приличного сериала состоит в том, что даже муж, вернувшийся из командировки и не видевший предшествующие сто тридцать пять серий, как только усядется возле телевизора, сразу поймет, кто из героев мыльной оперы хороший, а кто плохой, с кем жена изменяет и даже кого убьют в следующей серии. Эта прозрачность конструкции, построенной на штампах, вовсе не считается недостатком, - зрителю, изо дня в день тоскующему на пару с телевизором, вместе с динамичным сюжетом и загадкой в конце необходимы простота и ясность жизненных отношений персонажей.
На протяжении нескольких серий некоторых персонажей начинает "клинить": в серии, скажем, N два студента на пустынном пляже встречают преподавателя, чего тут особенного? В серии N+1 те же два студента, сидя в автомобиле, встречают на пустынной улице того же преподавателя, и, о ужас, между ними происходит едва ли не тот же ничего не значащий диалог! Во временном ступоре оказались два других персонажа: вот уже на протяжении нескольких серий в кадре появляется романтично растрепанный а-ля Лагутенко молодой человек с расфокусированным взглядом и о чем-то судачит с усатым другом все в том же баре. При просмотре титров становится ясно, что сценарий писали три человека: Олег Сироткин, Денис Карышев и Светлана Феоклистова. По традициям национального сценаросложения, каждый драматург работал над своей серией самостоятельно со своими любимыми персонажами. Но чтобы зритель не совсем забывал о персонажах, оставшихся вне поля деятельности творца серии, решено было сделать маленькие вставки.
Что тут критиковать. Осталась только сама идея национального телесериала. Мыльная опера интернациональна по своей сути, именно поэтому нашему зрителю могут быть близки проблемы мексиканской девушки, поклоняющейся католическим святыням с языческим рвением. Страсти - вот что интересует человека, застывшего перед телевизором с губкой для мытья посуды или пылесосом, а кто там страдает - Анна Каренина или Просто Мария - с точки зрения телевизионного рейтинга не имеет значения.
В конце хочется определить жанр сериала "Будем знакомы" как учебный фильм про адаптацию зарубежных секретных агентов, которые так и не смогли понять, о чем говорят русские, когда стоят в очереди за водкой.