Фильм «Дети Арбата»
Даниил в этом фильме меня очень удивил. Во второй серии его Юра был отвратительным, и меня поразило именно это качество Дани - не бояться выглядеть некрасиво. Эта черта свойственна только очень хорошим актёрам, умеющим погрузиться в роль, не трясясь за свою внешность. А красавцы всегда непроизвольно следят за своей неотразимостью. Может быть, поэтому талантливый, многогранный и красивый актёр – очень редкое сочетание. И ещё, не смотря на свою природную интеллигентность, ему удалось сыграть неинтеллигентна, циника, иногда – пошляка (помните его двусмысленный вопрос двум женщинам, выбивающим пыль из ковра перед его розыгрышем во дворе Вики Марасевич: «Трясёте? Ну трясите, трясите!», гаденько подхихикивая.). Понравилась Данина лёгкость в пластике его героя (как он козликом скакал перед Викой в упомянутой мной выше сцене, как стриптиз исполнял). В общем, не зря именно эта роль принесла ему титул «Открытие года».Удивительно, как он в один и тот же период, в напряжённом ритме плотного графика работы смог воплотить на экране трёх таких разных героев. Юра Шарок – человек без внутреннего стержня, для которого самое главное – это жизнь, чтобы сохранить её, ни перед чем не остановится. Виктор Костромитин – полная его противоположность – человек с сильным внутренним стержнем, для которого главная ценность жизни – это любовь, ради которой и жизни не жалко. (Можно сказать, что этим героем Даниил искупил вину Шарока перед Леной. Ведь в обоих фильмах любимую девушку обоих разведчиков звали одинаково, да и одна и та же актриса её исполняла. Если в одном фильме отказался от любимой, оставив её беременной, то в другом – женился на беременной от другого и воспитал ребенка, как своего собственного). Ну а Владимир Корф сам по себе до того многогранная личность, что Даниилу понадобился огромный спектр художественных средств, чтобы показать героя таким противоречивым и одновременно – реальным. В общем, меня удивляют люди, утверждающие, что во всех фильмах Даниил страхов – одинаков. Он настолько по-разному, до мельчайших деталей прорисовывает контуры своих героев, их привычки. Даниил не только по-разному играет, но и выглядит по-разному с одной и той же причёской – настолько подвижно его лицо.
А если охарактеризовать моё отношение к фильму «Дети Арбата», то оно было неоднозначным и не сразу – положительным.
Я привыкла оценивать игру актёров по принципу: нравится или не нравится, верю или не верю. Но только благодаря Даниилу стала мыслить и такими категориями, как: какую задачу поставил режиссёр перед актёром и справился ли тот с этой задачей. Страхов в своём интервью говорил это применительно к театру, но этот же принцип я теперь применяю и к кино. А фильм «Дети Арбата» помог на практике испытать этот принцип.
Я сделала глупость, прочитав перед просмотром фильма книгу Рыбакова «Дети Арбата», и как следствие, поначалу сериал вызвал неприязнь, в связи с тем, что ни один киногерой не соответствовал своему литературному прототипу. Пожалуй, только Даниил полностью своей внешностью совпадал с Юрой. Но, если метаморфоза с характером Шарока (вместо картинного негодяя увидела более очеловеченного) протеста не вызвала, более того, даже больше устроила, то метаморфоза с характером Лены Будягиной поначалу очень огорчила. Дело в том, что из всего романа именно этот образ мне очень понравился своей редкостью и необычностью. В книге – это аристократка по духу. Она не унизится до мелких разборок, истерик – она выше этого. В романе Лена любила Юру безусловной любовью. Дгадываясь в последствии о настоящей его сути, не пыталась вывести его на чистую воду, не наводила на него справки у знакомых и друзей, не задавала ему провокационные вопросы типа: «так это ты помог Саше?», более того никогда не задавала подобных вопросов, чтобы не провоцировать его на ложь. Она знала его, как облупленного, но, как говорится, любовь зла… Думаю, что если бы Лена не забеременела во второй раз, то не ушла бы от Шарока. А раз уж так вышло, то и рассталась с ним как королева: устроила поездку в дом отдыха на несколько дней. Провела с ним незабываемые на всю жизнь часы и спокойно, без истерик, без обвинений просто сообщила, что больше с ним никогда не увидится. Сказала, что беременна и не будет избавляться от ребенка и пресекла любую возможность того, что он ответит ей что-то не так, проявив свою гнилую суть. В общем, сделала всё так, чтобы эти мгновения запомнились только хорошими, ничем не омрачёнными мгновениями и чтобы Юра не предстал негодяем, обставив всё так, что расстаться - это только её решение, не подлежащее обсуждению. В романе это была пара двух крайностей – идеальная, сильная духом аристократка (не по факту рождения, а по сути) и слабый подлец, последний негодяй. В фильме же Юрия очеловечили, сделали более реальным, но и Лену «усреднили» - сделали этакую неврастеничку-интеллигентку. Такие герои получились, конечно, более реальными, живыми. Но уж, больно жалко было расставаться с этим редким женским образом, который я раньше не встречала ни в одном произведении. Из всего романа меня поразила именно эта героиня и переживала я больше за неё, нежели за Варю. Метаморфоза, происшедшая с семьёй Шароков мне понравилась. Если в книге глава семьи – отец, он всем руководит, а мать своего голоса не имела, то в кино всё наоборот – мамаша всеми управляет. Вообще, видно комфортно было актёрам вместе – и Татьяна Кравченко, и Коренев, и Даня – все действительно создавали ощущение дружной семьи. С какой гордостью и любовью родители смотрели на своё чадо в военной форме! А прощание отца и сына?! Вообще, судя по всему, все актёры чувствовали себя комфортно на съёмочной площадке, т.к. режиссёр обожает всех до единого актёров, снимавшихся у него в фильме. Это обожание актёры ощущали и некоторых из них, ну уж очень заносило от усердия. На мой взгляд, Варя чересчур неадекватная для тех времён. Смотрела я на Чулпан Хаматову в той роли и думала, что такая Варя более уместна в театре, где всё более условно, символично, а в кино, где должно быть всё похоже на правду, такое поведение было бы в те времена сильно вызывающим. Если бы в 30-е годы она так себя вела, то скорее бы её посадили, а не Сашу. Ещё очень напрягали её частые вскидывание правой руки с растопыренными пальцами. Этот приём тоже был бы уместен в театре или в таких символичных фильмах, как «Обыкновенное чудо». Вот там это очень органично смотрелось (вообще очень люблю фильмы Захарова). Но это, пожалуй незначительный и единственный дискомфорт, который я испытывала, смотря этот телефильм. Сначала пришлось свыкнуться с мыслью, что кино и книга – это разные вещи. В целом, фильм производит сильное впечатление, сразу чувствуется, что это не халтура. И на мой взгляд, все актёры с задачей режиссёра справились (только, упоминаемая мной выше, Чулпан Хаматова переиграла). Могу выделить особенно понравившиеся актёрские работы: ранее упомянутое семейство Шароков, Инга Оболдина, Евгения Симонова, Андрей Кузичев, Игорь Суханов (да, не привычный Сталин, но очень неожиданно, неизбито, более очеловеченно он показан в этом фильме).